Пятница
03.05.2024
00:35
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Вальдорфские игрушки
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Куклы

Меню сайта

Ярмарка Мастеров

Категории раздела
Мои статьи [1]

Главная » Статьи » Мои статьи

Кукла — образ человека
По всему миру можно встретить коллекционеров, которые заполняют разнообразнейшими куклами свои дома и даже целые музеи. Куклы там сидят рядами и с грустью смотрят на вас. Дети даже тайком не приходят туда, не снимают их с полок, не дарят им жизнь хотя бы и на минутку! (Может, разве что сами коллекционеры и директора музеев играют в эти куклы, когда посетители уходят и они остаются в полном одиночестве?) Зачастую кукол собирают люди, которые в детстве не играли в куклы, и теперь под престижной маской Собирателя прячут свою нереализованную потребность в играх.
Подумать только, как много на свете кукол, с которыми нельзя поиграть! Кукла занимает среди игрушек совершенно особое место, потому что она — отображение человека. С ее помощью мы ищем собственное “я”. Кукла — это друг, с которым можно поделиться самыми сокровенными мыслями, горестями и радостями. С ней можно унестись в мечтах от суровой действительности или подготовиться к встрече с будущими братишками и сестренками. С куклой связано так много приятного и удивительного!
Символично, что в живой природе из неподвижной, как бы неживой “куколки” появляется красавица бабочка, — так и наши игрушечные куклы: мы сами одухотворяем их, фантазией вдыхаем в них жизнь.
Иным детям бабочка видится в каждой куколке? Они сопереживают как любому маленькому живому существу, так и куклам, и не могут обходиться без них. Но есть и такие, что выбирают себе одну куклу и берегут её как самого дорогого друга, все свое детство.
Очень важно, чтобы родители относились к куклам с таким же уважением, как к людям. Поэтому не стоит позволять детям заводить так называемых “ кукол для битья”, которых можно лупить, когда злишься. Раз кукла— отображение человека, то и обращаться с ней надо так же заботливо, как с детьми, иначе они решат, что можно бить и людей.
По-шведски слово “docka” обозначает и “кукла”, и “моток ниток”. И правда, ведь моток ниток очень похож на тех простых кукол...
То, что кукла мягкая и простая, а вместо глаз и рта у нее точки, дает ребенку возможность “дорисовать” все, чего ей не хватает. Стандартная, навязчивая улыбка пластмассовой куклы вызывает у ребенка неестественное настроение. У тряпичной же куклы выражение лица меняется вместе с настроением малыша. По его желанию кукла может превращаться то в мальчика, то в девочку (вот уж в самом деле чудо!). При этом нет тех телесных сложностей, какие возникают в подобной ситуации с натуралистическими пластмассовыми куклами.
Тряпичная кукла живет и формируется в процессе игры.Если ребенку хочется, чтобы у куклы был нос, можно обозначить его лишней точкой. Если он удивляется, по-
чему у игрушки нет пальцев, можно наметить их несколькими стежками. У тряпичной куклы отсутствует и механизм, с помощью которого она — как правило, некстати — говорит: “Мама, дай соску!” Неестественный голос, монотонно повторяющий ту или иную фразу, вызывает у ребенка любопытство: что там в животе у куклы? Откуда идет звук? В конце концов он, не в силах устоять перед соблазном,
разбирает куклу на части и изучает ее нутро.
Я сама отчетливо помню, какие странные, даже слегка враждебные чувства вызывала у меня резиновая пробка на попке моего голыша. Она была нужна, потому что затыкала отверстие, через которое из голыша после купания выливали воду, но я, хоть и понимала это, все равно сердилась. Для меня эта пробка была дефектом, уродовавшим игрушку. Я так и не смогла простить это изготовителю. Не нравилось мне и то, что на спине у голыша был выдавлен какой-то текст; даже сейчас я чувствую, как у меня чешется в том же месте.
КАРИН НОЙШЮТЦ «КУКЛЫ — СВОИМИ РУКАМИ»

http://www.BookPage.ru/1893.html Карин Нойшюц « Куклы своими руками»


«...Почему именно кукла всегда занимала среди игрушек совершенно особое место? Потому что кукла – это отображение человека, это его второе “Я”. В кукле ребёнок видит себя, оживляет её, одухотворяет своей фантазией. Играя в куклы, ребёнок учится выражать свои чувства и переживания. Кукла – это друг, с которым можно поделиться самыми сокровенными мыслями, горестями и радостями.
Какими куклами сейчас играют наши дети? Конечно же не такими, какими играли наши прабабушки и бабушки. Материалы и формы претерпели большие изменения, на смену простым тряпичным куклам пришли пластмассовые куклы. А в последнее время стали модными “высокотехнологичные” электронные куклы, куклы с навязчивой взрослостью (Барби) и выраженной половой принадлежностью. Обилие деталей, всевозможные “технические навороты” делают игрушку привлекательной. И, чаще всего, покупая, родители не задумываются о том, какое влияние она может оказать на малыша. А ведь такая кукла крайне нежелательна для маленького ребёнка, ведь её внешний образ не соответствует внутренней сути, что затрудняет восприятие у малыша и вводит его в заблуждение. Игра с такой куклой сводится к механическому повторению одних и тех же манипуляций. Примитивные функции, которым научена электронная кукла, вскоре наскучивают ребёнку и исчерпывают себя, а вот любопытство малыша возрастает: откуда идет этот звук, откуда льется водичка и почему? И тому подобное. В конце концов он не в силах устоять перед соблазном, разбирает куклу и изучает её нутро. А совсем маленькие дети просто боятся таких кукол.
Ещё Р. Штайнер писал в своих трудах о значении окружающей среды для ребёнка: “Нужно исключить игрушки, чрезмерно усовершенствованные, завершённые, технически законченные, не оставляющие места воображению ребёнка.”
Что мы можем предложить нашим детям взамен таких игрушек? Какая должна быть кукла, чтобы отвечать потребностям малыша и ребёнка постарше? В первую очередь кукла должна быть мягкой и тёплой на ощупь. Как приятно засыпать рядом с тёплой и вполне осязаемой куклой! Для этой цели мы используем для набивки натуральную овечью шерсть. Шерсть аккумулирует тепло, не электризуется в отличие от синтепона и пластмассы, она не опасна, если кукла вдруг “сломалась”. Шерсть – живой, натуральный продукт. Сама кукла шьется из натуральных тканей – хлопка, трикотажа.
Эти материалы (шерсть и ткань) настолько просты, что ребёнку не приходит в голову интересоваться, что у куклы внутри и ломать её. Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают разные поверхности, любят, засыпая, держать в руках что-нибудь мягкое. Если кукла на ощупь не отличается от машинки, лодки или кубиков, ребёнок лишается множества впечатлений. Также ребёнок учится определять тяжесть предметов, исходя из их объёма, формы и материала. Громоздкая пластмассовая кукла выглядит куда тяжелее, чем есть на самом деле, а ведь это же пустая скорлупка.
Прежние резиновые куклы, по крайней мере, имели вес и были на ощупь мягкие. Даже небольшая, набитая шерстью кукла, имеет куда больший вес, чем синтепоновая. Тяжёленькая, мягкая и тёплая кукла, которую ребёнок прижимает к себе, легче вызывает у него привязанность.
Говоря о деталях, нужно сказать, что кукла для малыша должна быть наиболее проста в исполнении и наиболее целостна. Центральное место в ней должна занимать голова. Ведь на самом деле голова у ребёнка самая большая и тяжёлая часть тела, и обживает он своё тело тоже начиная с головы, сначала учась поворачивать её на звук, затем удерживать, слегка приподнимая, а затем вращать ею во все стороны. Ручки и ножки должны быть сшиты целиком вместе с телом, ножки могут быть не разделены и выполнены в форме мешочка или подушечки. Излишняя детализация черт лица должна отсутствовать. Глазки, ротик, носик могут быть едва намечены, а могут отсутствовать вовсе. И ребёнок не спросит, почему их нет. В его маленькой головке не возникнет такой вопрос, ведь всё, чего кукле не хватает, он дорисует в своём воображении. Кукла может плакать и смеяться, грустить и веселиться или просто спать, всё будет зависеть от настроения малыша. Напротив, же, застывшее лицо с навязчивой улыбкой, у современных пластмассовых кукол вызывает у ребёнка неестественное настроение, и не побуждает к фантазии и творчеству. Поскольку полуторагодовалый малыш ещё не использует куклу в сюжетно-ролевой игре, чаще она живёт в кроватке. С ней малыш может быстрей успокоиться перед сном, а при пробуждении велика радость от встречи. Такая кукла очень пластична: она может “ползать”, “сидеть”, “кувыркаться”. Здесь хороши куклы-бабочки.
Когда ребёнок подрастает, кукла тоже растёт вместе с ним. Примерно к двум годам можно разделить кукле-подушечке ножки, снять пришивной чепчик, пришить волосы, заплести косички, сшить одежду. Такие превращения соответствуют телесному развитию ребёнка. К этому возрасту он уже освоил многие навыки: ходьбу, его ручки и пальчики стали более ловкими; на его головке уже есть волосы и может даже косички. Теперь мы можем наметить глазки точками, если он задает вопрос почему нет пальчиков на руках, также намечаем их стежками. Теперь кукла живёт и формируется в процессе игры. С помощью неё 2–3 летний малыш отыгрывает различные ситуации: укладывает спать, укрывая одеяльцем; одевает и раздевает её, по-настоящему кормит её, купает в ванной и измеряет глубину лужи.
Старше становится ребёнок, взрослеет и кукла вместе с ним. К 5–7 годам уже хороши куклы с пришивными руками и ногами. Эти куклы набиты туго и на ощупь уже не такие мягкие, но по-прежнему остаются тёплыми и “живыми”. Изменяются и пропорции тела. Теперь голова занимает меньшую часть туловища, а конечности удлиняются. Это как раз совпадает с периодом “вытягивания” у детей в семилетнем возрасте, когда мы наблюдаем резкий скачок в росте. В этом возрасте кукла также важна в сюжетно-ролевой игре. Играя с ней, ребёнок может моделировать ситуации, с которыми он встречается в реальной жизни, и которые учат его благородству, смелости, уверенности, настойчивости. Кукла может помочь встретиться с будущим братиком и сестрой.
До какого возраста ребёнку играть в куклы? Он определит это сам. И даже если кукла уже забыта двенадцатилетним подростком, она навсегда останется жить в его сердце и в воспоминаниях о детстве!
В радостной атмосфере совместного творчества на семинаре одна за одной рождались прекрасные куклы. Каждая из них была поистине чудом, и каждую ждала встреча со своим маленьким другом. Я уверена – эта встреча была очень приятным и трепетным моментом в жизни ребёнка, даже если ему уже 21! Пусть в жизни ваших детей будет как можно больше таких моментов.

Анжелика Долганова
Вестник № 3(9) Ноябрь-Декабрь 2007 г.
Школа СО*ТВОРЕНИЕ
г. Ярославль

Категория: Мои статьи | Добавил: POSTORONNIY (16.05.2009)
Просмотров: 2836 | Рейтинг: 0.0/0 |
Форма входа

Календарь

Друзья сайта
    Обмен садами

    Магазин натуральных товаров

    Выставка-ярмарка «ПОЗИТИВНЫЕ ВЕЩИ»



Статистика



POSTORONNIY © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz